+7 (831) 431-30-56
Главная
- Блог
- Экопросвещение

Блог

18.12.2015

Поездка на семинар в Германию

В Германии с 28 ноября по 8 декабря состоялся научно-методический семинар «Образование в области устойчивого развития в условиях глобальных климатических изменений», в работе которого принимала участие научный сотрудник Керженского заповедника Кораблева Ольга Владимировна.

у домов.jpg

Ежегодно с 1999 г. такой семинар организует фонд «Германо-Российский молодежный обмен», в который приглашают участвовать экологов, педагогов, сотрудников особо-охраняемых природных территорий, людей, кому не безразлична природа, кто хочет действовать во благо природы, для сохранения природы. 

Руководителем был председатель правления Лиги «Друзья детей» Хартмут Вольтер. Он неоднократно приезжал в Россию, в Нижегородскую область по приглашению Рашита Денисламовича Хабибуллина посетить экологический летний лагерь «Зеленый парус», познакомиться с Керженским заповедником.

Программа семинара была очень насыщенная различными встречами с интересными людьми, работающие в области образования, охраны природы, науки. Размещение было предусмотрено в г. Эркнер, несколько километров от Берлина, в здании, являющемся зданием архитектуры, часть которого оборудована для проживания.

1а_0.jpg

Самый первый день было проведено первое заседание: знакомство, представление своего места работы, цель поездки, определение плана работ семинара. Группа состояла из 14 человек: Руководитель группы с Российской стороны Хабибуллин Рашит Денисламович (директор экологического компьютерного центра «Зеленый парус» г. Нижний Новгород), переводчик Новикова Наталья, Тарновская Татьяна Васильевна (завуч Борской школы), Чиндясов Сергей Анатольевич (учитель физики школы г. Арзамас), Кончин Николай Геннадьевич (учитель ОБЖ школы г. Арзамас), Яблонская Ольга Васильевна (историк, доцент университета г. Арзамас), Троицкая Ирина Юрьевна (психолог, доцент университета г. Арзамас), Щелокова Наталья Вячеславовна (историк, доцент университета г. Арзамас, учитель немецкого языка), Волкова Светлана Ивановна (биолог, доцент университета г. Арзамас), Волкова Дарья (биолог, менеджер международной торговли, учитель английского языка), Сазанова Наталья Игоревна (учитель географии в школе с углубленным изучением иностранных языков г. Арзамас), Семерикова Любовь Валерьевна (биолог, зав. лабораторией Медицинской академии г. Нижний Новгород и учитель дополнительного экологического образования г. Кстово), Князев Александр Алексеевич (биолог, учитель дополнительного образования в компьютерном центре «Зеленый парус» г. Нижний Новгород), Кораблева Ольга Владимировна (географ, старший научный сотрудник Керженского заповедника.          

Каждый выступил с сообщением о месте работы, о своей должности, своей основной работе, высказывали мнения о том, что хотели увидеть, с кем встретиться, что обсудить и выяснить.

в Берлине_1.jpg

Затем поехали в Берлин для участия в марше за сохранение климата.Цель этого шествия и демонстрации заключалась в том, чтобы привлечь внимание политических деятелей всех стран к решению глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата. Акция проходила накануне   конференции в Париже, посвященной проблемам изменения климата. Шествие проходило в Берлине с лозунгами «Против глобального потепления и изменения климата», насчитывало 17 тыс человек, среди которых было 14 человек из России. Это была наша группа из Нижегородской области.

На следующий день была встреча с директором Эр Франком частой школы в г. Ной-Циттау земли Брандербург.

Школа образована в 2008 году, имеет 3 ступени обучения: гимназия – 7‑8 классы, высшая школа ‑ 9‑11 классы, высшая школа профориентационной направленности.

Особенность школы – наличие своей концепции образования и воспитания, в других германских школах занимаются только обучением, т.е. дети получают только знания. В данной школе предлагаются не только образовательные услуги, но и воспитательные. Воспитание рассматривается как развитие социальной компетенции. В соответствии с этой концепцией строится учебный план. Есть классические уроки, в которых поднимаются вопросы воспитания, есть и отдельные занятия, на которых овладевают навыками уважения, понимания, общения. Особое внимание уделяется программе «Образование для устойчивого развития». Этот вопрос включается во многие предметные линии. Устойчивое развитие является одной из составляющих итогового экзамена, который чаще всего представлен в виде экологического проекта или исследовательской работы.

Далее посещение военного мемориала «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Братская могила 7000 воинов. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, и освобождения народов Европы от фашизма.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

На другой день состоялась встреча с представителями министерства  природоохранных дел в г. Бесков. Были представлены доклады и презентации сотрудниками комитета: мониторинг и охрана земель, мониторинг и охрана вод, мониторинг и охрана почв.

Уже 25 лет министерство природоохранных дел занимается проектами строительства. Следят за соблюдением норм и правил ведения строительства Евросоюза и Бранденбурга, сохранением природных ландшафтов, водных объектов, особенно там, где осуществляется забор питьевой воды, решают вопросы о возможности постройки сооружений на природно-охраняемых территориях, занимается проблемами разлива рек, обработкой участков после загрязнений, осуществляют контроль качеством почвы. Специально для русской делегации методология работы была представлена на русском языке. Особенностью работы является привлечение большого количества волонтеров, инициатива создания системы устойчивого развития исходит от гражданского общества.

Очень интересные доклады, из которых чувствовалась искренняя забота о окружающей среде

В этот же день выслушали выступление сотрудника комитета устойчивого развития Марселя Матейса о сохранении климата и создании системы устойчивого развития.«Наша организация занимается изучением и внедрением альтернативных источников энергии в регионе, таких как, ветряные мельницы, солнечные батареи, тепловые насосы. В нашем округе население выступает против использования атомной энергии.  Кроме того, мы предлагаем населению услуги по созданию энергосберегающих систем в жилых домах».

Проблемы, поднятые М. Матейсом, заинтересовали всех участников круглого стола, его доклад перешел в русло активного диалога. Было задано много интересных вопросов с обеих сторон, что продемонстрировало важность и актуальность обсуждаемых вопросов.

Следующий день - поездка в биосферный резерват «Шорфхайде-Хорин» на земле Брандербурга. Сотрудник заповедника Беата Блаже выступила с докладом на тему «Устойчивое развитие в биосферном резервате «Шорфайде-Хорин». Резерват был основан в 1990 году. Он занимает 130 тыс. гектаров. В резерват включена территория, на которой сохранились реликтовые виды флоры и фауны, образовавшейся после ледникового периода 15‑10 тыс. лет назад.

Зоны резервата:Особо охраняемая составляет 3 %, здесь запрещена любая деятельность, кроме исследовательской -  зона буковых лесов, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зона экономическая или ухода – 19 %, где возможна ограниченная экономическая деятельность.

Зона свободная или развития – 78 %, где разрешена сельскохозяйственная деятельность, туризм.

На территории резервата насчитывается 65 экохозяйств, использующих 33 % всей площади резервата. Производят хлебо-булочные изделия, мясо-молочную продукцию, продукцию пчеловодства и т.п. Лучшая продукция, выращенная без использования химикатов и с соблюдением жестких экологических норм резервата, получает сертификат качества.

Туристов привлекает в регионе уникальный природный ландшафт, архитектура традиционной немецкой деревни, водный туризм, экопродукция и т.п. Но есть и отрицательные стороны: образовавшиеся вокруг озер кемпинги, большой детский лагерь, использование туристами моторных лодок на озерах.  У администрации резервата нет правовой базы для ограничения вторжения человека в водное пространство резервата. Единственный способ урегулировать ситуацию – продвижение экотуризма.

цент резервата.jpg

Далее посетили небольшой информационного пункт биосферного резервата «Шорфхайде-Хорин». Это небольшая комната с искусственными экспонатами, с фотографиями и рисунками, настольной картой биосферного резервата с подсветкой, только под большим стеклянным колпаком лежали плоды бука. Стояли небольшие экраны, возможно включают диски для просмотра фильмов и слайдов. 

батареи.jpg

Далее нам дали возможность познакомиться и в реальности рассмотреть работу альтернативных источников энергии: солнечных батарей, ветровых электростанций, биостанции, получающей энергию при гниении силоса. Германия является одной из передовых стран по использованию чистой энергии. 60% энергии германцы получают от солнца, ветра, биоэнергии, энергии грунтовых вод. Очень много встречается полей с ветряными электростанциями. Крупные ветряные электростанции включаются в общую сеть, более мелкие используются для снабжения электричеством удалённых районов. Встречаются комплексы солнечных батарей, снабжающие административные строения, так и отдельные батареи, установленные на крышах частных домов.

комиксах_0.jpg

Наша делегация поздно вечером прибыла в Берлин для знакомства с презентацией комиксов по изменению климата на планете.

Единственное, что несколько смутило: речь велась на немецком языке, перевод был не слышен.

Нам удалось понять, что комиксы, в первую очередь, предназначаются детям, где в наиболее доступной форме объясняется взрослая проблема об изменении климата, о грядущем потеплении, в котором виноват сам же человек.

Комиксы уже переведены на английский и французский язык.

Авторам и издательству важно было узнать, нужны ли такие комиксы на русском языке. 

докторанта.jpg

Посещение на следующий день института глобального изменения климата в г. Потсдам. Сотрудник докторант института Йоганнес Райдманн  выступил с докладом на тему «Глобальное изменение климата».

Основные положения доклада:

Направления деятельности института:

Анализ планетарных изменений (температура, уровень мирового океана и т.д.),

Анализ изменения климата Земли,

Решение проблем глобального потепления.

В докладе были показаны диаграммы увеличению содержания в атмосфере выбросов СО2 и др., изменения климата, которые получены по данным мировых исследований, карты по климатической ситуации в будущем.

«В геологической истории Земли были изменения климата, не связанные с человеческой деятельностью. Но в последние столетия резкое повышение температуры произошло именно в результате активной человеческой деятельностью в связи с индустриальной революцией» (из доклада Йоганнеса).

Негативные последствия глобального потепления:

Таяние ледников арктических зон на 7,2 % в год.

Засушливые и жаркие периоды (2010 год в России, 2012 год в США и т.д.)

Ливни и разливы (в Пакистане в результате ливней и затоплений погибло 1600 человек).

Ураганы.

Повышение уровня моря, причем этот процесс уже необратим (с 1950 года уровень мирового океана поднялся на 21 см.).

Пути решения проблемы:

Уменьшение выброса парниковых газов.

Использование возобновляемых источников энергии (ветряные мельницы, солнечные батареи).

Сокращение потребления нефти и газа.

Инвестирование проектов устойчивого развития.

Экономия энергозатрат.

Поддержка региональных экономик.

Сокращение потребления мяса.

с Карнелией.jpg

Встреча с педагогом дополнительного образования в области устойчивого развития г. Фюрстенвальда Корнелией Петерман.

Карнелия разработала авторские уроки, занятия для детей разных возрастов по этой теме. В процессе работы познакомила с многими практическими приемами и технологиями развития социальных компетенций у школьников. Рассказала о занятиях с детьми и взрослыми в саду, территорию для этих занятий выделила администрация г. Фюрнстельвальда.

На этой встрече были высказаны многие идеи эффективного внедрения устойчивого развития в образовании. Состоялся обмен мнениями между участниками круглого стола. В свою очередь, наша делегация поделилась опытом экологического воспитания и образования в России.

сад экологической школы.jpg

В последний день перед отъездом посетили муниципальную экологическую школу Берлина. С 2007 года школа является экологической.

Фрау Андрочек познакомила с разными вариантами проектов и конкретными мероприятиями, осуществляемых в школе.

«Проблем на планете много, наша задача – сохранение окружающей среды, чтобы эта задача проявлялась и в маленьких делах и в больших проектах»

Украшением этого дня было общение с русскоговорящими детьми – Николь, Давид и Пауль. Они сами рассказали нам о школе, предметах, педагогах.

У школы есть свой школьный сад, он существует с 2013 г., который включает в себя производство и использование компоста, приготовленного детьми. Дети активно участвуют в посадке деревьев, ухаживают за ними. Изготовили отель для насекомых, развешивают корм для птиц и др.

В школе отведена отдельная комната, под названием магазинообмен.

В процессе общения была получена интересная и полезная информация, состоялся плодотворный обмен мнениями.

у домов в Германии.jpg

В процессе путешествия и поездкам по Германии было отмечено, что улицы очень чистые, с интересным дизайном, для велосипедов предусмотрены стоянки и дорожки, деревья в городе пронумерованы, а значит включены в реестр, имеются специальные ящики для сбора ненужных, но достаточно хороших вещей, которые потом отправляются в другие более бедные и отсталые страны. Мусор весь перерабатывается, складируется жителями Германии раздельно по мусорным бакам: пищевые отходы, пластик, стекло. Германия в декабре готовиться к Рождеству, на столах в первую неделю декабря зажигают одну свечу, уже ставят лакомства, украшают свои дома огоньками, гирляндами, цветами для того, чтобы привлечь Санта Клауса. Особые подарочные сувениры: разноцветные пряники, конфеты, шарики, вертушки, колокольчики, ботинки Санта Клауса все это продается на празднично украшенных ярмарках.  

Знакомство с деятельностью в Германии образовательных и природоохранных учреждений, организаций и общественных деятелей состоялось, все участники поездки остались довольны. Практически все пожелания были учтены в программе семинара, был достаточно плотный и быстрый график работы. Каждый участник для себя отметил что-то важное, приобрел впечатления, дополнил свой жизненный опыт, положил в свою личную интеллектуальную копилку выводы, новые понимания, связанные с устойчивым развитием, с изменениями климатических условий на Земле.

О.В. КОРАБЛЕВА

Фото автора


Возврат к списку

Экоцентр и дирекция
в Нижнем Новгороде

603001, Нижний Новгород,
ул. Рождественская, д. 23,
Заповедник "Керженский"

время работы: 9:30-17:30 
Понед.-Пятн., 
Выходной Суб.- Воскр.

(831) 431-30-56, 431-31-91

kerzhenskiy@kerzhenskiy.ru

Вышестоящая организация –
Минприроды России

Экоцентр
в ПОСЁЛКЕ РУСТАЙ

606491, Нижегородская обл.,
пос. Рустай ГО г. Бор,
ул. Октябрьская, д. 17

летом ежедневно 9:00-17:00,
зимой 10:00-15:00
Понед.-Пятн.,
Суб.-Воскр. - по предварит. заявкам.

Научный отдел: (83159) 3-92-32
Бухгалтерия: (83159) 3-92-30

База охраны
в ПОСЁЛКЕ РУСТАЙ

606491, Нижегородская обл.,
пос. Рустай ГО г. Бор,
ул. Юбилейная, д. 7

Сообщить о ЧП:
+7 930 80 89 271
  (круглосуточно)

(83159) 3-91-96