События

Школа-семинар на Глубоком озере 17.10.2020

Школа-семинар на Глубоком озере

В настоящее время в природе происходят интересные и пока труднообъяснимые для науки процессы: изменение климата буквально во всех уголках земного шара, появление различных видов растений и животных в тех местах, где их никто и не ожидал встретить. Сотрудники ООПТ в силу своих служебных обязанностей фиксируют происходящие в природе перемены и отражают их в Летописях природы, своих отчётах и публикациях. И если при отслеживании перемен в абиотическом комплексе научных сотрудников заповедников и национальных парков выручают новейшие приборы и датчики-регистраторы того или иного параметра среды, то для того, чтобы «вычислить» появление нового вида организмов, необходимо суметь его определить. А вот это уже гораздо сложнее, чем поставить, соблюдая инструкции производителей приборов, новую технику.

Российским зоологам-гидробиологам до последнего времени приходилось пользоваться определителями, созданными основоположниками отечественной гидробиологической науки (В.М. Рылов, Л.А. Кутикова, Е.В. Боруцкий, Н.Н. Смирнов и другие) в середине XX века. Как правило, те определители охватывали лишь отдельные группы гидробионтов, издавались небольшими тиражами и являлись библиографической редкостью. Поэтому при налаживании системы гидробиологического мониторинга в нашей стране издательством Гидрометслужбы в 1977 году был издан охватывающий практически все группы населяющих пресные воды беспозвоночных животных «Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР». Этот определитель является общедоступным. Однако…

Однако, этот мало детальный определитель, созданный исключительно для определения водных беспозвоночных Европейской части бывшего СССР, быстро перестал отвечать требованиям времени. Устарели и определители, созданные в прошлом веке для всей территории бывшего Союза. Причины этого:

- развитие науки зоологии, за прошедшие десятилетия обогатившейся новыми методами и новыми знаниями о фауне, морфологии и географическом распространении пресноводных организмов;

- развитие науки систематики, что привело к серьёзным перестройкам системы животного мира и главным образом беспозвоночных животных;

- появление в наших пресных водах вселенцев из других стран и полушарий, информация о которых отсутствовала в старых определителях;

- проникновение в пресные воды организмов ранее населявших исключительно морские и солоноватые воды, их адаптация и последующее широкое расселение.

Поэтому в самом конце XIX – начале XXI века Зоологическим институтом Российской Академии Наук начали выпускаться новейшие определители по различным группам пресноводных организмов. Основываясь на собственном опыте занимающиеся водными беспозвоночными сотрудники этого старейшего российского института расширили спектр рассматриваемых видов, включив туда и отдельных представителей фауны западного полушария, и виды, населяющие солоноватые воды прибрежных морей нашей Родины. Исходя из своего опыта зоологи-систематики определили и набор «ключей» – определительных признаков, которые должен выявить исследователь, чтобы сделать правильный вывод о принадлежности организма к тому или иному виду.

С новыми «ключами» мало знакомы большинство зоологов-гидробиологов. Несмотря на то, что они приведены в виде рисунков и фотографий в определителях, для эффективного использования их в работе необходимо чтобы кто-то сначала показал их не на рисунке, а на самом организме, т.е. буквально «ткнул пальцем». Вот для этого первого шага к использованию новейших методов работы и организуются школы-семинары по водным беспозвоночным. Инициативу проведения обучающих семинаров взял на себя Институт Экологии и Эволюции им. А.Н. Северцова (г. Москва), носивший ранее название Институт Эволюционной Морфологии и Экологии Животных. В стенах этого института выросло немало зоологов морфологов-систематиков, одним из которых является Николай Михайлович Коровчинский, представитель известной на весь мир школы специалистов по ветвистоусым ракообразным (Cladocera), созданной Николаем Николаевичем Смирновым. Поэтому первые организованные с 2018 года московскими специалистами школы-семинары были посвящены современным методам изучения ветвистоусых ракообразных (Cladocera). Они проводились на базе институтской биостанции «Глубокое озеро», что расположена в Рузском районе Московской области недалеко от г. Звенигорода.

После проведения серии школ-семинаров по ветвистоусым назрела потребность в организации учёбы по другой не менее массовой группе – веслоногие ракообразные (Copepoda). Поэтому в период с 28 августа по 08 сентября 2020 года состоялась школа-семинар «Систематика и фаунистика пресноводных и каспийских Copepoda», организованная также на базе гидробиологической станции «Глубокое озеро». Организатором выступил заведующий и научный руководитель станции, ведущий научный сотрудник ИПЭЭ РАН, д.б.н. Н. М. Коровчинский. Своими знаниями делились авторы современных определителей.

На школу-семинар было приглашено около десятка специалистов из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья (планировалось обучение коллеги-гидробиолога из Мексики). Однако по причине распространения коронавируса и запрета на въезд иностранцев в нашу страну половина приглашенных не смогла присутствовать на этом мероприятии.

1.jpg

Повезло весьма немногим. Из обучающихся на школе семинаре присутствовали:

Бирюкова М.Г – научный сотрудник ФГБУ «Астраханский государственный заповедник»;

Баянов Н.Г. – заместитель директора по науке ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский»;

Жихарев В.С. – аспирант НИНГУ им. Н.И. Лобачевского г. Нижний Новгород и

Ёлгина О.Е. – магистр первого года обучения Красноярского университета.

Открывалось школа-семинар вступительным выступлением Н.М. Коровчинского с рассказом об истории биологической станции «Глубокое озеро», её роли в зарождении гидробиологической науки в России, людях, которые работали на биостанции в разные периоды.

После исторического вступления перешли к конкретным темам: биологии, географическому распространению, морфологии, генетике, систематике и методам определения веслоногих ракообразных.

2.jpg

Работа школы-семинара выстраивалась следующим образом:

С 0900 после подъёма и завтрака и до перерыва на обед (1300–1500) учащиеся выслушивали, конспектировали (и вели записи на диктофоны) лекции преподавателей.

Лекции читались каждое утро. На них детально рассматривались три основных отряда подкласса Copepoda:

· Отряд Calaniformes – лектор к.б.н., Сухих Наталья Михайловна (ЗИН РАН),

· Отряд Cyclopiformes – д.б.н., зав. отделением систематики лаборатории пресноводной гидробиологии Алексеев Виктор Ростиславович и Чернова Ольга Александровна (ЗИН РАН),

· Отряд Harpactiformes – к.б.н., Фефилова Елена Борисовна (Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (ИБ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН).

На обед уходило достаточно много времени (целых два часа), так как готовить приходилось самим учащимся и преподавателям. Очень хорошо себя проявил в этом деле нижегородский аспирант Вячеслав Жихарев, который оказался буквально мастером кулинарного искусства.

После обеда приступали к практической работе по определению видов. В самое большое помещение биостанции (которое способно вместить не более двух десятков человек) заблаговременно Николаем Михайловичем Коровчинским были принесены бинокуляры и микроскопы, которые оказались вполне современными и пригодными для работы. Занятия длились до 1900.

4.jpg

В программу входило и обучение пользования рисовальным аппаратом. Отдельно в помещении лаборатории Н.М. Коровчинским была специально собрана установка включающая микроскоп и рисовальный аппарат. С помощью неё каждый из обучающихся постарался запечатлеть увиденное под микроскопом. Несмотря на то, что последние годы появились специальные фото и видеокамеры рисовальный аппарат остаётся важным рабочим инструментом зоолога.

На практических занятиях были отработаны навыки по препарированию ракообразных, определения видовой принадлежности по морфологическим признакам, работа с определителями и ключами. Также были проведены занятия по приготовлению временных и постоянных препаратов, составлению коллекций.

Помимо лекционных и практических занятий было организовано несколько лодочных выездов на озеро Глубокое для отбора гидробиологических проб с последующим их разбором.

Один из десяти дней работы школы-семинара был посвящён ознакомлению с историко-культурными достопримечательностями Подмосковья – состоялась поездка в Ново-Иерусалимский монастырь, что расположен в городе Истре.

Надеемся, что проведение и участие в таких семинарах станет нормой работы и сотрудничества системы российских ООПТ и Академии Наук.

Н.Г. БАЯНОВ, зам. директора по НИР заповедника «Керженский»


Возврат к списку

Экоцентр и дирекция
в Нижнем Новгороде

603001, Нижний Новгород,
ул. Рождественская, д. 23,
Заповедник "Керженский"

время работы: 9:30-17:30 
Понед.-Пятн., 
Выходной Суб.- Воскр.

(831) 434 09 51, 434 08 32

kerzhenskiy@kerzhenskiy.ru

Вышестоящая организация –
Минприроды России

Экоцентр
в ПОСЁЛКЕ РУСТАЙ

606491, Нижегородская обл.,
пос. Рустай ГО г. Бор,
ул. Октябрьская, д. 17

С 1 апреля по 31 октября ежедневно с 9 до 17 ч.

С 1 ноября по 31 марта ежедневно с 10 до 15 ч.

Научный отдел: (83159) 3-92-32
Бухгалтерия: (83159) 3-92-30
Экопросвещение и туризм
+7 (920) 077-28-31

База охраны
в ПОСЁЛКЕ РУСТАЙ

606491, Нижегородская обл.,
пос. Рустай ГО г. Бор,
ул. Юбилейная, д. 7

Сообщить о возгорании, 
чрезвычайных ситуациях,
местах несанкционированного
размещения отходов
и иных нарушениях:
+7 930 80 89 271
  (круглосуточно)

(83159) 3-91-96